Печать
PDF
Страх

Автор: Ольга Цыплёнкова

 «Здоровье школьника» № 11, 2009

 Что же представляет собой страх? На физическом уровне во всем теле ощущается напряжение, оно может концентрироваться в области шеи, сердца, живота. Тело как бы замирает, сжимается, в некоторых случаях начинает дрожать, иногда подкашиваются ноги, выступает холодный пот. На уровне эмоционального переживания страх возникает тогда, когда человек осознает, что ему угрожает опасность. Она может исходить извне – страх чудовищ, пауков, змей. Или же иметь внутренние причины – страх одиночества, ошибки или неудачи. Содержание страхов с возрастом меняется. Если малыши боятся темноты, чудовищ, сказочных персонажей, то школьников, особенно младших, одолевают страхи, связанные со школой и ее требованиями. Страх относится к известным опасностям. Это значит, что у него есть определенный предмет. И человек может на этот    


 
Сокрытию не подлежит

Совершенно естественно, что дискомфортное физическое состояние при проявлении страха или тревоги, боязнь выглядеть нелепо или смешно (не по правилам), с социальной точки зрения – быть не принятым обществом, приводит нас к тому, что мы пытаемся поскорее избавиться от этих чувств или вообще не замечать их. Кто не говорил своему ребенку: «Какая ерунда, никто не боится, а ты боишься!» или «Тебе так кажется, ты просто это придумываешь»? Но вот беда: тем самым мы не только лишаем ребенка контакта с его собственными чувствами, но и опыта познания, навязывая свой опыт, т. е. отнимая у ребенка право на его собственный процесс душевного роста. Ведь столкновение с негативно окрашенной эмоцией помогает не только научиться взаимодействию с ней, но и открыть наличие у себя каких-то новых способностей и ресурсов. Например, трансформируя страх в сказку или рассказ, вы, возможно, столкнетесь с тем, что обладаете прекрасным воображением и художественным словом. Возможно, у вас проявится неподдельный интерес к предмету страха. Формула «страшно, но очень интересно» позволяет не только справиться со страхом, но и открыть доступ к собственным ресурсам. И, конечно, необходимо помнить, что игнорируемые или подавляемые чувства часто прячутся в глубине и могут показать свое истинное лицо в самый неподходящий момент или превратиться в телесный симптом. Дети, знакомые со своими эмоциями и открыто выражающие их, легко идут на контакт, они динамичны, легко выражают радость, обиду или неудовольствие. Это можно увидеть по мимике или поведению ребенка. А те, кто в силу семейного воспитания держит в себе свои истинные чувства, путает чувства или не узнает их, более подвержены стрессу и психосоматическим заболеваниям. Поэтому давайте запомним: любое чувство должно быть опознано и названо! Не должно быть незамеченных чувств.

Бояться полезно

И у страха, и у тревоги есть очень важная функция: в древности именно они позволили человеку выжить. Если бы не было страха, то наш пращур, беспечно входя в темную пещеру, был бы просто растерзан хищниками. Тревога же не только сигнализирует о неопределенной опасности, но и побуждает активно искать ее источники. Кроме того, она позволяет оценить сложившуюся ситуацию и найти варианты решения. Не всякий ребенок умеет говорить с другими о том, чего он боится, не всегда умеет найти слова сразу. Можно попробовать вот что: обозначить страх, поместить его в собственную ладошку и поговорить с ним, поблагодарить за то, что он есть и оберегает от чего-то. И удивительно, что страх из огромного ужасного монстра превращается в мягкую плюшевую игрушку, сидящую в ладошке. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и то, что помогает одному, совершенно неприемлемо для другого, поэтому мамам и папам так важно научиться наблюдать за внешними проявлениями ребенка (для этого мы рассказали выше о симптомах страха и тревоги), слышать, как и что ребенок рассказывает, а о чем пытается умолчать. И, конечно, говорить с детьми о том, что их тревожит, нужно в спокойной обстановке.

Не бойтесь признаться

Эмоциональный опыт общения с родителями – это база для выстраивания отношений ребенка с миром. Именно родители – источник тепла и поддержки, без которых так одиноко и беспомощно. Родители – это носители первой системы оценок поощрения и наказания, жизненного опыта, они дают ребенку первый пример для подражания. И здесь, говоря о тревожном ребенке, в первую очередь мы советуем вам, взрослым, обратить внимание на себя и свои страхи, ведь многие страхи мы сами транслируем нашим детям. Например, тревожная мать часто пытается оградить ребенка от воображаемых опасностей, лишая его самостоятельности, усиливая контроль за его поведением. Тем самым она передает ребенку беспокойство и неуверенность, стимулирующие рост тревожности, с которой ребенок уже не может справиться сам. Поэтому, пожалуйста, понаблюдайте за собой. Умейте рассказать ребенку о своих страхах и о том, как вы с ними справляетесь. Попробуйте сочинять истории про страх, рисовать страхи и даже разыгрывать целые кукольные спектакли. И вы убедитесь в том, что ребенок, у которого есть доверие и поддержка старших, сам способен справиться со многим из того, что так пугало вчера его и нас, взрослых, призванных быть провод- никами детей в этом мире.

 

 

 

 

 

   

Joomla