Печать
PDF
Ода к радости

Автор: Галина Горина,

«Здоровье школьника» № 7, 2009

 Радость (так же как ее антипод, печаль) принадлежит к числу наиболее чистых, первичных человеческих эмоций. Это чувство может возникать независимо от обстоятельств жизни человека и даже от его физического самочувствия. 


 

 

Один буддийский монах прославился тем, что смеялся до упаду с утра до вечера все дни своей жизни. Когда он лежал на смертном одре, ученики почтительно спросили его о причинах такого веселья. Он отвечал примерно так: «Просыпаясь на рассвете, я вспоминал, какие же мы все дураки, и начинал хохотать». Казалось бы, от этой мысли, наоборот, впору загрустить…

От печали до…
О том, что универсальной «формулы счастья» не существует или она глубоко от нас скрыта, говорит само многообразие психологических теорий радости, предложенных за последние полтора века. С психологической точки зрения, радостная эмоция обладает ничуть не большей ценностью, чем переживание печали, тоски и даже скуки.

Все эти чувства составляют богатую палитру внутренней жизни по-настоящему глубокой личности. Они – непременное условие всякого творчества, адекватного восприятия действительности, наконец, способности сопереживать другим людям. Тревогу вызывает другое. На приеме у психолога нередко встречаются люди, неспособные к радостным чувствам, с жалобами на постоянную подавленность, безразличие, мрачное или равнодушное настроение.

Черные квадраты
За консультацией ко мне обратился взрослый благополучный мужчина, у которого все, что называется, в порядке – семья, карьера, дети. Он работает 24 часа в сутки, но успевает еще и помогать окружающим и он нужен всем: многочисленной родне, друзьям, знакомым… Что же привело его на прием к психологу? Растущая опустошенность, моральная усталость и одиночество – жизнь, в полном ее расцвете, стала казаться пресной и бессмысленной. К сожалению, случай этот очень распространенный. Человек не может расслабиться, хотя бы полчаса в день пожить беззаботной «подростковой» жизнью. Над ним тяготеет вечное «надо» и «должен».

Или другой пример. Одна моя знакомая, высокообразованная и по-своему очень симпатичная женщина, довольно поздно родила ребенка. Мальчик развивался не вполне правильно, и психологи посоветовали ей почаще играть с ним вместе. Мама, человек рациональный, привыкшая все делать «по науке», решила сразу приступить к делу. Она опустилась на ковер рядом с малышом среди множества игрушек… и вдруг поняла, что понятия не имеет, с чего начать. В растерянности она позвонила своей многодетной подруге с вопросом: «Как играют с детьми?»

Подруги разговорились, и незадачливая родительница стала вспоминать свое собственное детство. Когда она была маленькой, родители в целях назидания наклеивали в изножье ее кроватки квадратики черной бумаги – по числу ее детских проступков за день. Засыпая каждый вечер, она должна была созерцать свои черные дела. Комментарии здесь, что называется, излишни. Изгнать из собственного ребенка его детскую сущность совсем не
сложно. А вот последствия этого могут сказываться очень долго, и страдать от них нередко приходится нашим внукам.

В контакте с собой
Согласно концепции известного ученого Юнга, взросление человека происходит не подобно движению точки по оси времени – вчера ребенок, сегодня взрослый, завтра старик. А по принципу накопления – взрослый человек заключает в себе «внутреннего ребенка», старец не отрешается от своих прежних возрастов, но как бы содержит их в себе одновременно. Такое душевное богатство – достойный плод конца жизни. Бедность эмоционального диапазона, отсутствие светлых и радостных переживаний Юнг объяснял утратой контакта с «внутренним ребенком». Но отчего безрадостный настрой возникает у детей?

Для начала следует исключить очевидные факты. Возможно, в жизни маленького человека произошло несчастье, с которым он не в силах справиться самостоятельно. Выяснить, что его гнетет, и помочь вернуться к нормальной жизни зачастую не удается без помощи профессионального психолога. Но встречаются и более латентные, но оттого не менее тревожные случаи. Как будто ничего страшного не произошло ни в школе, ни дома, а ребенок постоянно ходит грустный и понурый. В чем же дело?

Смех под запретом
Одной из причин может стать негласный «запрет на радость», существующий в семье. Конечно, прямых запретов на смех, шалости и шутки родители стараются избегать, просто такое поведение методически не поощряется. Взрослых можно понять – спокойней и удобнее иметь дело с ребенком, который целыми днями тихо сидит за столом, учит уроки, что-нибудь мастерит, а главное, ни к кому не пристает.

Но если добродетельный Вася вдруг начнет, как тот монах, без причины хохотать или шлепнется в лужу, затеет свалку с друзьями, «врубит» музыку погромче и так далее – в семье это будет воспринято как нарушение приличий. И уж во всяком случае, как
некое отклонение от нормы. Умный Вася вскоре усвоит: когда мне весело, родителям плохо…

В заключение хотелось бы сказать, что радость необходима и взрослым, и детям не меньше, чем глоток чистого воздуха или витамины. Было бы замечательно, если у вас постепенно сложится запас больших и маленьких праздников, которых с нетерпением будет ждать ваш ребенок. Даже если ваш малыш совершил что-то нехорошее, не наказывайте его, лишая долгожданного счастья из-за пустяка, разве что только вы и впрямь сильно огорчены, а проступок на самом деле серьезный. Увлекательные и интересные дела, придуманные вместе с ним, создадут зону радости в вашей семье, став замечательной семейной традицией.

Дети более непосредственны в выражении своих чувств, чем мы, взрослые. Не воспринимайте на первый взгляд «злостное» поведение как таковое. Это может быть проявлением совсем других эмоций, в том числе и радостных. «Если ты не хлопаешь дверями, значит ты не умеешь быть веселым» - сказал однажды шестилетний мальчик. Помните о том, что очень важно сопереживать детям, не только когда им плохо или больно, но и когда они делятся с нами своим маленьким счастьем. Не отмахивайтесь от них в эту минуту.
Разрешите себе быть открытым радости и не упустите эти важные минуты общения с вашим ребенком.

Хотелось бы посоветовать родителям стараться относиться к своей родительской роли, к шалостям и глупостям детей с юмором. И главное – больше играть с ними. Забудьте хотя бы на время тяготы жизни и беззаветно отдайтесь щенячьей возне с детьми. В этом - залог их и вашей радости.


Так наши дети видят радость.
Рисунки предоставлены учениками московских
школ № 345, 190, 548

 

 

 

 

 

   

Joomla