Печать
PDF

 

 

 "Чего он моргает?". 

Журнал "Здоровье школьника №3", 2010

Хорошо воспитанный школьник не должен постоянно чесаться, покашливать, бормотать, шмыгать носом. И если он это делает, родители, разумеется, принимают меры.
То есть говорят: «Не чешись, возьми носовой платок, съешь таблетку от кашля, замолчи, угомонись»... Почему-то не помогает. Или помогает ненадолго. Дело тут не в недостатке воспитания. Возможно, у ребенка нервный тик.


 

Это лечится

Елена Вроно, к.м.н.,
психиатр, психотерапевт

Тик – распространенное явление. В той или иной форме им стра- дают 10–20 % детей. Возникает это расстройство именно в детстве и, как правило, с большей или меньшей силой проявляясь, продолжается всю жизнь.
Стереотипные, быстрые, повторяющиеся, ритмичные двигательные или голосовые акты возникают неожиданно и непроизвольно. Особенно стойкие и тяжелые тики составляют расстройство под названием синдром Жиля де ла Туретта. Это психоневрологи- ческое заболевание, которое необходимо вовремя, как можно раньше определить и лечить, привлекая медицинские, психоло- гические, педагогические методы и, что очень важно, участие и поддержку семьи ребенка. Синдром проявляется множествен- ными двигательными и голосовыми тиками (вокализами). Причем вокализы, как правило, – это выкрики неприятного свойства, от простого «нет» до самой замысловатой брани, что вызывает
у родителей в равной мере отчаяние и гнев. Вести себя взрослым в такой ситуации спокойно и взвешенно и правда трудно. «Где он только слов таких набрался?!» Лечить синдром Туретта – трудное и кропотливое дело. Поэтому, чтобы не пропустить первые признаки расстройства, обратим внимание на его диагностические критерии:

  • множество двигательных тиков вместе с вокализами;
  • тики возникают много раз в течение дня, приступами ежедневно не меньше года;
  • количество, сложность, выраженность и локализация тиков меняются;
  • возрастают при тревоге и страхе;
  • случаются во сне;
  • усиливаются, когда окружающие обращают на тик внимание, пытаются его запретить;
  • сочетаются с навязчивостями, СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), тревожными расстройствами и страхами.

Что предпринять

Обнаружив ранние признаки расстройства, немедленно обращайтесь к специалистам: детским психологам, психоневрологам и психотерапевтам. Системная семейная психотерапия бывает особенно эффективной.

Чего не делать

  • Не запрещать, тик непроизволен, запретить его невозможно!
  • Не пугаться, и главное – не показывать своего страха.
  • Не принимать на свой счет содержание выкриков, как бы «ужасно» ребенок ни бранился.
  • Не снимать с ребенка все нагрузки, не создавать дома режим лазарета.
  • Не перегружать его, если тики усиливаются при переутомлении.
  • Не стыдиться ни ребенка, ни его тиков. Главное, помнить – это лечится.
 

Тики – очень распространенное явление в мире современных школьников. В своеий основе тик – неконтролируемое сокращение какой-либо группы мышц. Этот мини-спазм приводит либо к внешним действиям: моргание, пово- рот головы, перекос рта, гримасничанье, подергивание пальцами, движение плечами и т. д., либо к звукам: покашливание, поскуливание, повтор одного и того же слова, шмыганье носом. Ребенок действительно не замечает, что он проделывает эти движения и произносит эти звуки. Если попросить его прекратить, то он сможет какое-то время сдерживаться, но как только расслабится или отвлечется – все пойдет по новой.

Гуляем и вопим
Зайдя в гости к своим друзьям, я застала их 9-летнюю дочь за письменным столом. Время было до- вольно позднее – около девяти вечера. Мама девочки пожаловалась, что Маша в последнее время ничего не успевает из-за тенниса. Три тренировки в неделю, плюс танцы, плюс дополнительный английский, плюс пианино, ну и школа, конечно. И в сентябре Маша вроде бы все успевала, но к концу октября «сдулась». А еще стала часто подергивать плечами и почему-то моргать. Почему? Потому что нервная система девочки не выдержала перегрузок. Результат – тики. Избыточной нагрузкой могут стать большое количество занятий, освоение какого-либо нового вида деятельности, долгое сидение у телевизора или компьютера, плавающий режим дня... Если дело именно в этом, то, внимательно понаблюдав за ребенком, вы заметите, когда именно он начинает беспричинно моргать или пожимать плечами. Например, после просмотра телевизора или когда не выспался. Или в конце сентября – октябре, конце января – периодах адаптации к школьным нагрузкам. А может быть, только от усталости (как в случае с Машей). Здесь помочь легко. Достаточно начать каждый день гулять на свежем воздухе минимум часа два, а также бегать, прыгать, танцевать – и желательно с громкими воплями (особенно в случаях звуковых тиков). Невредно посетить невролога или гомеопата, в котором вы уверены, и пройти курс рекомендованного лечения.

Недосказанное
Второй причиной возникновения тиков может стать напряжение, связанное с эмоциональными переживаниями. На прием привели 7-летнего Ваню. Родителей беспокоило, что в последнее время мальчик стал довольно замкнутым, начал поскуливать, подергивать пальцами, встряхивать головой. Оказывается, у Вани появилась новая няня, очень большое внимание уделявшая его урокам. Она все время стояла над ним и указывала на ошибки. А потом родителям показывала, как много и хорошо Ваня сегодня поработал. Его попытки пожаловаться на няню родителями пресекались: считали, что он просто ленится.
Тревога, страх, напряженные отношения в семье, конфликты с одноклассниками или учителем, завышенные ожидания родителей или свои собственные в области учебы... Ребенок сам не осознает, насколько ему плохо. Но постоянное эмоциональное напряжение запускает механизмы телесной реакции на стресс. А реакция тела на неприятности у нас та- кая же, как и у животных. Заяц в случае опасности убе- гает, не задумываясь о том, как выглядит со стороны и что подумают белки, наблюдающие эту картину с соседней елки. Тигр бросится на противника без риска быть после этого наказанным. Чтобы и убежать, и отбиться, нужны мышцы в тонусе. Вот
ребенок и ходит с этим тонусом, но, в отличие от зверей, не может ни убежать, ни отбиться. Да и просто поговорить на волнующую его тему с понимающим взрослым не может (у Вани так и было). И тогда это постоянное напряжение начинает прорываться в виде тиков. Они отражают те движения, которые сделал бы ребенок, если бы было можно. Звуковые же тики – невысказанные слова. Важной частью работы с Ваней стала телесная проработка его тиков. Вот тут-то он с удовольствием рычал, рвал бумагу, сбрасывал с себя груз – завершал то, чего не мог завершить, когда над ним нависал недовольный взрослый.

В случаях «эмоциональных» тиков помогает более внимательное отношение родителей к проблемам ребенка. Ведь часто мы действительно не успеваем тол- ком пообщаться и узнать, как проходит жизнь дочки или сына. Что их волнует, радует, беспокоит, как складываются отношения с одноклассниками. И, конеч- но, желательно посетить психолога, владеющего те- лесными методами снятия стрессового напряжения. А если причина тревоги ребенка связана с его взаимоотношениями с вами или с проблемами в семье, то общение с психологом поможет выйти из привычных травмирующих стереотипов общения. И найти возможность изменить ситуацию к лучшему.

 

Joomla