Печать
PDF

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ - РАЗ И НАВСЕГДА... ИЛИ?..

Автор статьи Ольга Прокудина (Орлова)

 

Вопросы профориентации и правильности этой ориентации становятся вдруг очень актуальными для старшеклассников и их родители перед лицом надвигающихся ЕГЭ. Это огромный стресс для всех! Мало сдать экзамены – дальше  неминуемая необходимость выбрать, в какие учебные заведения нести документы… или не нести… многое зависит от результатов ЕГЭ и от того, как к ним готовились… За фасадом этих прагматических задач, стоит более глобальная жизненная проблема – выбор профессионального пути. Как не ошибиться в столь важном деле, когда молодые люди еще не вполне повзрослели, не имеют опыта принятия решений и во многих отношениях их трудно назвать самостоятельными? Взрослых, стремящихся помочь молодым в выборе профессии по душе, предостеречь их от возможных ошибок, также тревожит: «А не опоздали ли они с этими вопросами?»

Может, надо было начинать волноваться и суетиться раньше? В средней, а то и в младшей школе? Когда, например, выбирали профильный класс?

А может быть, и еще раньше – когда искали хорошую (престижную) школу с каким-нибудь особым уклоном?

И вообще, не закладываются ли основы будущего успешного поступления в правильный ВУЗ и будущего прекрасного профессионального пути с замечательным карьерным ростом и прочими благами тогда, когда дошкольник начинает интенсивно посещать всякие занятия, развивающие различные его способности и таланты?..

Да-да, отчасти все это так. И всё, чему (и как) мы учим наших детей, все то, что мы в них вкладываем, что развиваем, культивируем, поддерживаем (а также и то, чему мы не даём развиться), в конечном итоге оказывает влияние на будущий профессиональный выбор и успешность в профессии.

Но я лично сомневаюсь в целесообразности ранней специализации в обучении – на уровне начальной школы. Хотя психологические методики, позволяющие выявлять склонности и способности ребенка к тому или иному виду деятельности в достаточно юном возрасте, существуют. Сомневаюсь в полезности идеи делать из ребенка (даже при опоре на будто бы объективные данные тестов) законченного технаря-логика-аналитика или абсолютного творческого гуманитария. Но об этом – чуть позже.

А сейчас предлагаю посмотреть на ситуацию с профориентацией с другой стороны. Со стороны уже состоявшегося студента конкретного учебного заведения - высшего, а может быть и среднего, но профессионального обучения. Вот – поступил! Допустим, туда, куда он хотел (или хотели его родители). И начал учиться, и не за горами первая сессия. А процесс учебы совсем не радует – всё не то, не так и не о том… И бросать жалко, поскольку столько в это поступление вложено сил, денег, надежд!

Или взглянем на старшекурсника, который уже вполне осознал, что выбрал не ту профессию. Он будет доучиваться, возможно, опять-таки ради спокойствия своих родных, с чётким пониманием, что работать по специальности некогда не будет, и с сожалением о напрасно потраченном времени… Или он, напрочь потеряв интерес к тому, чему учится, разочарованный то ли в профессии, то ли в самом себе, забросит всё и может не доделать, не сдать выпускную работу или не пойти на защиту своего диплома (такие случаи бывали в моей психологической практике)…

Если мы сталкиваемся с сомнениями в правильности выбора места обучения и будущей профессии у студентов, то тут речь уже идет о профессиональном кризисе, который постигает людей в возрасте от 18 до 25 лет не так уж и редко.

Ясно, что погрешности в профориентации, поверхностность, механистичность профориентационной работы чреваты сильными стрессами для учащихся и их семей.

Но существуют ли психологические методики, позволяющие со 100-процентной точностью вычислить способности человека и определить заранее, в какой профессиональной сфере ему нужно самореализовываться? Нет, не существуют – все относительно!

Можно ли провести качественную профориентацию раз и на всегда, чтобы выбрать профессию и не сомневаться, не испытывать кризисов, не метаться в поисках «второго высшего», за которое еще придется заплатить немалые деньги? Нет, так идеально вряд ли получится!..

Поскольку человек – существо с огромным, далеко не всегда лежащим на поверхности, потенциалом, не стоит ограничивать ребенка какой-то узкой сферой  развития. Прекрасно, когда родители внимательные, наблюдательные и чуткие. Когда взрослые способны разглядеть в ребенке не только явные склонности, но и скрытые возможности. Иногда развивать скрытые способности более полезно – тем самым мы расширяем возможности будущего выбора.

На этот счет всегда вспоминаю эксперимент японских педагогов, которые в ХХ веке доказали, что нет детей без музыкального слуха. Они специально отобрали для исследования тех, кого «забраковали» музыкальные школы как самых неспособных. Оказалось, что при правильном развитии (экспериментаторы использовали нетрадиционную методику), музыкальный слух проявлялся у всех. Решительно все могли быть музыкантами…

Да, в истории профориентационной помощи был период, когда считалось, что каждый человек по своим индивидуальным качествам (прежде всего по профессионально значимым способностям) наиболее оптимально подходит к единственной профессии, но со времен Ф. Парсонса, который сформулировал свой подход к профориентации в 1909 году, многое стало видиться иначе.

Уже в середине ХХ века Д. Сьюпер утверждает, что на основе своих способностей, интересов и свойств личности каждый человек подходит нескольким профессиям,  а профессиональное развитие, в сущности, состоит в развитии и реализации Я-концепции.

Я-концепция – система представлений о собственной личности,  «образ себя», опирающийся на знание своих особенностей, потребностей и интересов. Вот что может служить более или менее надежной и уж точно - центральной опорой для выбора профессии!

Социально-экономических условий, вопросов престижности, профессиональной востребованности и влияния семейных традиций, разумеется, никто не отменяет. Однако жизнь – процесс длительный, часто непредсказуемый и стихийный. Везде соломки не подстелешь, все не проконтролируешь и не просчитаешь наперёд!

Хорошо ли, плохо ли спрофориентировали школьника, не надо забывать, что человек – субъект развивающийся, он будет меняться со временем, с опытом и сообразно ситуации. И то, что было интересно школьнику в 16 лет, совсем не обязательно будет соответствовать потребностям 40-летнего человека.

Этими объективными условиями и определяется современный принцип множественности профессионального выбора. Не случайно в Западном мире развивается концепция «Непрерывного образования», в которой утверждается право человека в любом возрасте получать новое образование, осваивать новые профессии и таким образом реализовывать себя…

Поэтому хорошо было бы снять избыточное напряжение с вопроса правильности  профориентации, точности выбора профессии, определения специализации и профильности обучения как можно раньше, а сосредоточиться на укреплении желания и способности учиться в принципе, на развитие эмоциональной устойчивости в ситуации неопределенности, психологической гибкости и стрессоустойчивости.

Мотивация (в данном случае, любознательность, желание осваивать новое), способность учиться, в которой произвольность – сознательность и целеустремленность собственных усилий играет большую роль, - это важные составляющие психологической готовности к обучению вообще. И к профессиональному обучению в частности.

С точки зрения развития самой способности учиться – любое обучение – благо! Если в этом деле удается сохранить мотивацию. А ведь личностная мотивация далеко не всегда зависит от социально-экономических факторов и прочих внешних влияний…

Если поступление в ВУЗ перестает быть сверхценной идеей, ради которой очень многое приносится в жертву, то уровень стресса у всех заинтересованных лиц снижается.

И тогда становится видно самого старшеклассника с его собственными желаниями, мотивацией, возможностями, интересами. Также можно увидеть, что выбор профессии у школьника, выбор учебного заведения для дальнейшего обучения – это важный, но всего лишь один из этапов профессионального самоопределения.

Путь профессионального самоопределения может быть ясным и прямым, а может быть туманным и извилистым – и то, и другое – нормально!!!

Напоследок мнение двух зарубежных специалистов – исследователей и практиков в области профессионального самоопределения и профориентации. Ли и Лейбовиц полагают, что для выбора профессии в любом возрасте, в том числе и в первый раз, необходимо иметь:

        40% желания научиться,

        10% договора c самим собой или кем-то,

        10% куража,

        10% экспертизы профессии и своих особенностей,

        10% эмоционального желания,

        10% прагматизма,

        10% чувства юмора.

3. 

Литература

  1.  Головаха Е.И., Кроник АА. Психологическое время личности
  2. Климов Е.А. Как выбирать профессию
  3. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь// Принцип развития в психологии
  4. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера
  5. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы
  6. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации
  7. Чернявская А.П. Развитие уровня готовности личности к выбору профессии// Психологическая наука: проблемы и перспективы
  8. Lea H.D., Leibowitz Z.B. (Eds.). Adult Career Development: Concepts, Issues & Practices. Alexandria

 

 

 

  

 

 

 

Joomla